Йо-хо-хо! (uo_xo_xo) wrote,
Йо-хо-хо!
uo_xo_xo

Category:

О "Графтонском портрете"

Говорите, что хотите, но нравится мне "Графтонский портрет", и всё тут. Нет доказательств, что это и в самом деле портрет Шекспира в молодости, но железных доказательств обратного тоже нет.

Какие аргументы приводятся в пользу того, что это он? Их два. Первое: совпадает возраст (24 года в 1588 г.), причём анализ показал, что год соответствует времени создания картины, надписи сделаны одновременно с самим портретом, и даже "23" на "24" исправлено тогда же. Второе: парнишка на портрете похож на Шекспира, каким мы его знаем по гравюре Дройсхута (мне всё-таки больше нравится голландский вариант фамилии, а не англицированное "Дрошаут"), -- а о том, что Шекспир там на себя похож, знаем, в свою очередь, со слов Бена Джонсона, а уж ему доверять можно, они дружили. Действительно же, похожи: вполне мог человек с портрета через 25 лет выглядеть так, как на гравюре.

Аргументов против тоже два, и оба связаны с финансовыми возможностями портретируемого. Первое: заказать свой портрет было удовольствием не из дешёвых. Второе: молодой человек одет в дорогой шёлковый или атласный камзол с серебряными пуговицами, а на такое платье тоже нужны деньги. Такие, каковых у Шекспира в 24 года точно не водилось.

Но! Оба этих аргумента можно оспорить.

Первое. Стоимость портрета. Не исключено, что за него Вильяму нашему платить не пришлось бы совсем. Считается, что уйти из Стратфорда он вероятнее всего мог с одной их двух трупп: либо с труппой королевы, либо с труппой графа Лестера. Так вот. Если это была труппа Лестера, то кто у них был в ту пору ведущим актёром? Правильно, Джеймс Бёрбедж. А мы все помним, как звали его младшенького: Ричард Бёрбедж, будущая (как только Шекспир начнёт писать для него главные роли) звезда лондонских подмостков. А по совместительству (барабанная дробь) живописец, в том числе и портретист. Так что мог по дружбе написать портрет задёшево, а то и вовсе бесплатно, чтобы, так сказать, потренироваться на кошках (плавали, знаем: у меня подруга училась сначала в художке, потом на худграфе, где то и дело задавали написать портрет, и тут я подворачивалась под руку; глядишь, через 400 лет найдут два-три моих портрета её тогда ещё ученической кисти и будут гадать: Кэтик или не Кэтик).

Второе. Дорогой костюм. Уж чего-чего, а костюмов с барского плеча в любой театральной труппе было завались. Бывало, помрёт какой-нибудь дворянин, завещает свою одёжу слугам, а те её носить не могут: Елизавета строго регламентировала, кому что можно надевать, а чего нельзя, за платье не по чину могли и наказать. Вот и несли продавать актёрам по сходной цене. Так что театральные цари-короли ходили по сцене в настоящих шелках-мехах-бархатах.

Так что, как видим, оба аргумента "против" с треском разбиты, а оба аргумента "за" остались незыблемы!
В общем, все всё поняли: нравится мне этот симпатичный мальчонка, так что пускай будет Виллушкой )))

the grafton-portrait-895x1024 the Droeshout engraving
Tags: as boundless as the sea
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments